Открытое проявление гомосексуальной ориентации даже после признания бывшего футболиста немецкой сборной Томаса Хитцльшпергера (Thomas Hitzelsperger) остается скорее чем-то невообразимым в Бундеслиге. Тем временем в женском футболе лесбийская любовь воспринимается спокойно, по крайней мере пока частная жизнь не становится публичной. Финальный свисток в матче женской Бундеслиги. Победительницы ликуют, некоторые спортсменки выходят к трибунам. В десяти метрах от телевизионных камер, которые как раз снимают интервью с футболисткой, подруга команды обнимает свою возлюбленную, радуется за нее, целует. Рядом стоят фанаты. Они любуются парочкой. Подобное открытое проявление гомосексуальной ориентации в мужской Бундеслиге пока еще немыслимо — даже после признания Томаса Хитцльшпергера. В женском футболе отношение к лесбийской любви спокойное. По крайней мере, пока речь не идет об открытой демонстрации личной жизни общественности. Так, например, во время чемпионата Европы в прошлом году журналисты писали о Лире Байрамай (Lira Bajramaj) и Селии Окойино да Мбаби (Celia Okoyino da Mbabi), которые перед предстоящей свадьбой и сменой имен на Лира Алуши и Селия Зазич, искали подходящие свадебные наряды.
Отношения спортсменок с женщинами, они преобладают в национальной сборной, не находили бурного отклика в СМИ. Только одна известная спортсменка высказалась однажды открыто о своей ориентации. Вратарь женской сборной Германии Надин Ангерер (Nadine Angerer) заявила перед чемпионатом мира 2011 года, что она открыта как для мужчин, так и для женщин, что она любит людей, а не пол человека. А бывший запасной голкипер сборной Урсула Холл (Ursula Holl) сочеталась браком перед камерами со своей давней подругой. Оба случая вызвали общественный интерес, но не более того.
«К чему открытость?»
«Положение женщин и мужчин нельзя сравнивать, — говорит Штеффи Джонс (Steffi Jones). — Общественное давление в случае с мужчинами абсолютно другое». Бывший игрок национальной сборной, директор Футбольного союза Германии по женскому футболу в прошлом году открыто заявила в ответ на запрос газеты Bild о своих отношениях со своей подругой. Недавно Джонс сказала, что вскоре вступит в официальные отношения. «Я заявила об этом открыто, потому что уверена в Николь, — говорит Штеффи Джонс. — Когда раньше у меня были отношения с мужчинами и женщинами, в то время я еще играла, я сама не была уверена в том, как пройдет моя жизнь. Зачем мне тогда нужно было открыто говорить об этом? Сейчас мне 40, и я знаю, что хочу провести с ней остаток жизни». Жительница Франкфурта не говорит о том, что теперь всем нужно признаваться в своей ориентации. «Это было и есть личное дело каждого, — отмечает она. — Нельзя давить на человека, говорить, что он должен открыться. К тому же я всегда хотела быть признанной как спортсменка, а не стать известной из-за своего откровения». В целом нормальное отношение к лесбийской любви в женском футболе связано также с историей. Женский футбол после снятия запрета ФСГ в 1970 году не был подчеркнуто лесбийским. Но он создал для лесбиянок, стоявших в обществе где-то в стороне, ту нишу, где они нашли понимание.
Слухи на чемпионате мира 2011 года
Сексуальная ориентация не играла роли, поскольку все женщины в один момент объединились в борьбе за признание их футбольного таланта. Доля девушек с нетрадиционной ориентацией была в 80-е годы существенно выше, чем в среднем в обществе. Бывший тренер женской сборной Тина Тойне-Мейер (Tine Theune-Meyer) называет в своей дипломной работе начала 80-х годов долю в 20-40%, а в некоторых областях и свыше 50%. Если в женском футболе кто-то из-за своей ориентации чувствует себя в меньшинстве, так это спортсменки с традиционной ориентацией. Еще во время чемпионата мира 2011 года некоторые консультанты распространяли слухи о том, что гетеросексуальный игрок имеет меньшие шансы. Но по данным FAZ, это не соответствовало действительности. Вместе с тем проблематичными остаются отношения в командах. В 2003 году запасной игрок уехала с чемпионата мира в США, потому что она грозила привнести плохой настрой в команду. По некоторым данным, на нее оказала негативное влияние ее подруга, не попавшая в состав. Инсайдеры в связи с подобными случаями предостерегают: не следует терпеть отношения в рамках команды в профессиональном женском футболе. Однако на повестке дня так называемые «двойные замены» даже в ключевых клубах, когда клуб заключает контракт не только с игроком, которого он хочет увидеть в своей команде, но и с ее спутницей, которая также является профессиональным футболистом.